Цена Вопроса
Публикации из раздела "Ораторское искусство"

Цена Вопроса

Здравствуйте, друзья!

В прошлый раз мы начали рассматривать

ПРИЕМЫ СЛОВЕСНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ

и успели познакомиться с двумя из них. Эти приемы – ассоциации и переход по последнему слову.

Используя первый прием, мы раскрываем нужную тему, говоря об ассоциациях, которые в связи с ней возникают у нас в голове, последовательно перебираем их одну за другой – словно лепестки ромашки, растущие в разные стороны из темы-сердцевины.

Второй прием помогает нам легко перейти с одной темы на другую – этой другой темой становится какое-то из слов, описывающих ассоциацию к теме прежней.

Отработав эти два приема, мы уже можем неплохо импровизировать, поддерживать любую беседу, предмет которой способен вызвать у нас хоть какие-то ассоциации, а также продвигать эту беседу в нужном нам направлении.

Однако, это еще не весь арсенал мастера словесной импровизации (СИ). Есть другие приемы, помогающие сделать нашу импровизацию более сильной, яркой и интересной. Один из них –

ВОПРОСНО-ОТВЕТНЫЕ ХОДЫ

Сущность этого приема, как видно из названия – в умелом использовании оратором вопросов к аудитории. Мы просто добавляем в свою импровизацию разнообразные вопросы, адресованные нашим слушателям. В зависимости от жанра выступления это может быть один вопрос на несколько минут, а может быть и несколько вопросов за одну минуту )).

Многих начинающих ораторов предложение использовать этот прием, признаться, ставит в тупик:

«Как это – задавать слушателям вопросы? Зачем? Это они мне должны задавать вопросы – я же выступаю, а не они. И потом — станешь спрашивать – они же отвечать начнут! Тут и так не знаешь, как выплыть-не-сбиться…».

Примерно так рассуждают неопытные спикеры – и ошибаются )). Правильные вопросы – отличный ораторский прием, позволяющий профессионалу решать многие важные задачи, и одна их главных –

Выступать в стиле живого разговора, устанавливать близкие, доверительные отношения со слушателями.

Умелого оратора выгодно отличает именно умение находить неформальный контакт  со слушателями, разговаривать с ними, а не просто монументально вещать с трибуны.

Сравните сами: кого нам приятнее слушать – ВЫСТУПАЮЩЕГО, который постоянно говорит и говорит сам, нисколько не интересуясь ни нашим мнением о вопросе, ни нашим пониманием его слов, или СОБЕСЕДНИКА, который проявляет внимание к нам, любимым, интересуется нашей жизнью, уточняет, понятно ли, интересно ли?

Таким образом, Вопросно-ответные ходы – просто незаменимый прием словесной импровизации, который дает нам целый ряд существенных преимуществ:

ПРЕИМУЩЕСТВА:

— мы создаем хороший контакт со зрителями, выступление становится более живым, неформальным;

— выглядим более статусно, профессионально, уверенно;

— активизируем зрителей, заставляем их слушать более внимательно;

— получаем легальную передышку. Пока слушатели думают над ответом, мы переводим дух, быстро продумываем направление дальнейшей импровизации, оцениваем состояние аудитории;

— с помощью правильно поставленных вопросов мы можем вести ход беседы в нужном нам направлении

Есть несколько правил, помогающих во время импровизации добиваться от вопросно-ответных ходов максимальной пользы:

ПРАВИЛА:

 используем закрытые вопросы. Закрытые вопросы – те, на которые можно ответить «да» или «нет», чаще всего они не содержат вопросительных слов «почему-когда-зачем…».

«Друзья, приходилось вам путешествовать поездом?..»; «Скажите, это ваш первый тренинг?»; «Коллеги, вы планируете отдыхать этим летом?»

Соответственно, избегаем вопросов открытых, подразумевающих пространные ответы от слушателей – это может привести к появлению в аудитории еще одного или нескольких ораторов-самовыдвиженцев. Попадаются иногда такие словоохотливые слушатели – им только дай повод!..

— используем риторические вопросы – те, на которые, вобщем-то, не нужно отвечать, а также те, ответ на которые всем ясен изначально: «наверняка многие из нас любят вкусно поесть, не так ли?»; «Ох, ну сколько же еще будет продолжаться эта слякоть!?»; «Что же это? Верить ли мне своим глазам?,,»

используем вопросы, показывая, как на них отвечать – например, спрашиваем: «Друзья, у кого есть дети?» — и поднимаем руку, словно показывая, что надо сделать тем, у кого они есть. Тогда в ответ вместо неразборчивого гула мы получим очень наглядную картину, которая даст нам довольно точную информацию.

Навык задавания вопросов аудитории во время выступления закрепляется не сразу – сначала их даже трудно сформировать. Представьте себе – небольшая предварительная тренировка помогает убедиться, что почти любое утвердительное предложение довольно легко превращается в подходящий вопрос.

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ВОПРОСОВ:

Первый – простое изменение интонации. Утверждение «этот компьютер – устаревший» и вопрос «этот компьютер — устаревший?» различаются только интонацией произнесения )).

Второй – добавление «хвоста»: «не так ли?», «согласны?», «не правда ли?» и так далее. К большинству предложений можно прицепить такой вопрос-хвостик, не так ли? )) Следите только, чтобы вопрос получался закрытым! Использование хвостика «как Вы думаете?» чревато очень подробным и длительным ответом, не правда ли?..

Третий – использование «домашних заготовок». А Вы знаете, что для превращения очень многих утвердительных предложений в вопросительные подходят универсальные вопросные конструкции? Такие, как:: «А вы знаете, что…», «а слышали вы когда-нибудь, что…», «а как вы думаете…». Повертите эти словосочетания самостоятельно, включите их в свой лексикон – и сможете использовать в своей словесной импровизации вопросно-ответные ходы свободно и эффектно. Не так ли? ))

Важно отметить, что использование оратором вопросов к аудитории не ограничивается вопросно-ответными ходами во время словесной импровизации. Этой теме мы посвятим еще немало времени в близком будущем. А сегодняшняя беседа завершается еще одним домашним заданием. Потренируйтесь в умении задавать риторические и закрытые вопросы своим слушателям – реальным или воображаемым – и расскажите о своих успехах, находках, интересных наблюдениях в комментариях или по электронной почте.

В следующий раз мы будем разговаривать об еще одном приеме словесной импровизации – очень важном и полезном, особенно для начинающих ораторов-импровизаторов. Узнаем,

— что делать, если бесславный провал кажется неминуемым

— как может помочь народное творчество

— куда девать кошку. Или собаку…


Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов

Психолог, коуч, бизнес-тренер.
Руководитель и ведущий тренер школы ораторского мастерства "Верное слово"
https://vernoeslovo.com/

16+
2003 — 2017
+7 (495) 543-81-48
Более 100 независимых тренеров-лицензиатов ведут
Тренинги по методикам Университета в других городах
Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности